График фондов
Наглядное сравнение
котировок фондов
Атлас фондов
Подробные описания
различных фондов
Публикации
Последние новости
фондового рынка

Публикации


Инфраструктурные облигации обеспечили госгарантиями


11.11.2010 / Коммерсант


Минфин вчера открыл дорогу росту госдолга через госгарантии: опубликован проект изменений в правила выпуска инфраструктурных облигаций, которые теперь полностью гарантированы государством. Уже в 2010 году этими гарантиями на сумму до 150 млрд руб. могут воспользоваться три проекта строительства платных дорог — в их числе строитель Химкинской трассы, ООО "Северо-Западная концессионная компания". Вчера же замминистра финансов Дмитрий Панкин анонсировал внесение в правительство в ноябре законопроекта об АО "Российское финансовое агентство" (РФА) — оно, судя по всему, будет вместо Минфина заниматься вопросами управления и этим госдолгом.

Вчера Минфин опубликовал на своем сайте проект постановления правительства о внесении изменений в правила предоставления госгарантий под облигации, выпускаемые под одобренные правительством инвестиционные проекты, на 2010 год. Напомним, инфраструктурные облигации в нынешнем виде (см. "Ъ" от 25 мая) инвесторов не устраивали. В старой версии правил предоставления госгарантий государство не гарантировало выплату процентов, что в случае дефолта эмитента переносило бы выплаты по бумагам на срок до погашения бумаг — от 4 до 20 лет. В новой версии Минфин сдался: гарантированы и выплаты купонов инфраструктурных облигаций. Одновременно опубликован проект правил предоставления госгарантий по облигациям и кредитам на 2010 год по тем же инвестпроектам. Последний документ ограничивает общий объем господдержки инвестиционных проектов — от гарантирования облигаций до субсидирования ставок и прямого участия в проектах госкорпораций (в частности, ВЭБа) — 75% утвержденной стоимости отобранных проектов.

Проекты на 2010 год отобраны 27 февраля 2010 года распоряжением правительства N 240-р. Все это — платные дороги: Западный скоростной диаметр (концессионер — АО ЗСД, контролируется правительством Санкт-Петербурга, размещается допэмиссия компании), химкинский участок "15-58 км" новой трассы Москва—Санкт-Петербург (ООО "Северо-Западная концессионная компания", СЗКК; ее акционеры — французская Vinci и "Н-Транс", в сентябре 2010 года интерес к проекту проявлял совладелец СМП-банка Аркадий Ротенберг); выход на МКАД с трассы М1 Москва—Минск (АО "Главная дорога" — принадлежит консорциуму во главе с УК "Лидер"). Стоимость проекта АО ЗСД, утвержденная правительством,— 212 млрд руб., проекта СЗКК — 63,4 млрд руб., "Главной дороги" — 25,6 млрд руб.

Теоретически с 2010 года три компании имеют право получить госгарантии по "инфраструктурным" облигациям на 150,5 млрд руб. В распоряжении от 27 февраля, впрочем, указаны другие предельные суммы выпуска инфраструктурных облигаций концессионеров платных дорог — общей суммой 33 млрд руб. Продемонстрированное вчера согласие Минфина на изменение правил госгарантий по инфраструктурным облигациям даст трем компаниям дополнительные возможности гарантий по облигациям почти на 120 млрд руб. и по другим видам поддержки — еще почти на 60 млрд руб. Источник в Минтрансе сказал "Ъ", впрочем, что, по их данным, по проектам СЗКК и "Главной дороги" "вопросы с финансированием и инвестированием утрясены" и без инфраструктурных облигаций. Лимит гарантий бюджета на инвестпроекты такого рода в 2010 году составляет 100 млрд руб.

Еще в 2008 году все три проекта предполагалось финансировать из инвестфонда. Источник, близкий к правительству, пояснил "Ъ", что проект инфраструктурных облигаций спустя много месяцев дискуссий на эту тему де-факто "разморожен" и в Белом доме существуют планы и "более существенного наращивания госдолга под инфраструктурные проекты" в ближайшие годы. Ранее намерение выпустить инфраструктурные облигации декларировали "Транснефть" и РЖД.

Отметим, после появления проблем с ЕБРР и Европейским инвестиционным банком инвесторы могли пересчитать риски по главному пока проекту СЗКК, трассе Москва—Санкт-Петербург (см. "Ъ" от 14 октября). Если проекты Минфина станут документами правительства, устойчивость всех трех концессионных соглашений по платным дорогам будет почти безусловной: 50% финансирования по ним станут де-факто госдолгом. Отметим, в середине октября СЗКК анонсировала выпуск облигационного займа на 10 млрд руб.— при расторопности Минфина и Белого дома он может стать дебютным траншем реальных инфраструктурных облигаций, частного долга, гарантированного государством под слоганом "инфраструктурной модернизации".

Впрочем, с 2011 года управление и этим, и другим видом долга, возможно, будет осуществлять не ведомство Алексея Кудрина, а новое АО. Вчера замминистра финансов Дмитрий Панкин, находящийся в Сеуле, заявил РБК, что на следующей неделе Минфин планирует внести на рассмотрение правительства законопроект о создании ОАО РФА. По словам чиновника, РФА перейдут от Минфина функции управления внешним и внутренним госдолгом и, возможно, фондом национального благосостояния. Собеседник "Ъ", близкий к Белому дому, вчера пояснил "Ъ", что одновременное "размораживание" проектов РФА и инфраструктурных облигаций — не случайность: по его мнению, по крайней мере часть "инфраструктурной модернизации" может финансироваться по подобным концессионным схемам.

Главным претендентом на пост главы РФА считают самого господина Панкина. В последнее время все чаще в связи с создающимся долговым агентством стала звучать фамилия Антона Борисевича, помощника министра финансов Алексея Кудрина (в Минфин 39-летний финансист пришел с поста гендиректора ОАО "ВТБ-Лизинг"), а также главы Росэксимбанка Николая Гаврилова.

Перейдите к интересующему Вас фонду или управляющей компании
Телефоны:
(495) 223–66–07
(495) 620–62–85
E-mail: info@prodengi.ru Copyright © 1996—2024